В ДОУ созданы условия для оказания помощи детям с нарушениями речи. Учителем-логопедом Федотовой Татьяной Николаевной разработана система планирования коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии.
В начале учебного года логопедический пункт были зачислены 21 человек.
Диагностика речевых нарушений, целью которой являлось - выяснить характер нарушения речевой деятельности и потенциальные возможности детей – логопатов, показала, что у детей наблюдается следующее: у 6 детей - ОНР, III уровень, у 9 детей - ОНР, III –II уровень, у 6 детей – ОНР, II, уровень.
Кроме нарушения речи, у детей были выявлены вторичные недостатки развития ВПФ (неустойчивость внимания, трудности запоминания и воспроизведения пройденного материала, сниженная мыслительная деятельность, трудности при решении задач разной направленности). У большинства детей наблюдались недостаточная сформированность просодических компонентов речи: громкость, темп, четкость, логическое ударение.
Данные логопедического обследования были зафиксированы в речевых картах, заполняемых на каждого ребёнка. Результаты наблюдений за динамикой речевого развития отмечались в «Дневнике логопеда».
После того, как определилась степень нарушений речевых компонентов, были разработаны планы коррекционно – педагогической работы (перспективный, тематический, индивидуальный, план по подготовке к овладению грамотой).
2. Коррекционно – педагогическая работа.
Целью работы являлось воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту звукопроизношением, словарным запасом и уровнем развития связной речи, что обеспечивалось в результате разнопланового систематического воздействия, направленного на развитие речевых и неречевых процессов.
Вся коррекционно – педагогическая деятельность строилась на основе программы «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»/ Под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
В начале года были определены основные направления логопедической работы по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста.
Широко использовались упражнения по преодолению неловкости общей и мелкой моторики в виде логоритмики (совместно с музыкальным руководителем), пальчиковой гимнастики на всех занятиях.
В течение учебного года на занятиях широко использовался наглядный материал, а также мультимедийное оборудование. Была пополнена методическая копилка - приобретены дидактические игры.
Закреплению приобретаемых речевых навыков в процессе логопедических занятий способствовала преемственность в работе с воспитателями логопедической группы (через беседы, тетради взаимосвязи, консультации), а также с родителями путём личного контакта, участия в родительских собраниях, вовлечения родителей в речевую работу с детьми (задания по индивидуальным тетрадям взаимосвязи).
В январе был проведен промежуточный логопедический мониторинг с целью выявления динамики развития речи у детей старшей логопедической группы. На основе итогов мониторинга был определен дальнейший образовательный маршрут коррекционно-педагогического воздействия.
Итоги диагностики показали о необходимости оказания практической и консультативной помощи по вопросам развития и коррекции речи. В связи с наличием в ДОУ детей, имеющих те или иные проблемы в развитии речевой системы.
С этой целью была разработана система консультативной поддержки родителям и педагогам ДОУ. Консультативный пункт функционировал с ноября по май. За это время для родителей и педагогов ДОУ были подготовлены следующие консультации: «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста», «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков», «Виды работы педагога по развитию диалоговой речи детей дошкольного возраста». Также для педагогов было проведено занятие для детей старшего возраста по направлению «Формирование звукового анализа и синтеза» и практикум «Методы и приемы автоматизации звуков в повседневной жизни».
Кроме этого, по необходимости оказывалась консультативная помощь по вопросам речевого развития и коррекции дефектов речи в индивидуальном порядке.
С февраля функционирует группа по подготовке к школе детей «Ступеньки к школе».
Участие в мероприятиях :
1. Выступление на педсовете «Речевые игры для всех возрастов».
В течение всего учебного года проводилась работа по повышению квалификации: изучались новинки методической литературы, знакомство с инновационными технологиями.
Совершенствовалась предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете дидактическим материалом и играми по всем разделам коррекционного плана.
Осуществлялся подбор методической и коррекционной литературы и пособий, логопедических игр в помощь воспитателям и родителям.