В ДОУ созданы условия для оказания помощи детям с нарушениями речи.  

Коррекционно - развивающая работа учителя - логопеда с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ. Создание логопункта в ДОУ

Учитель - логопед: Гаврильева Уруйдана Александровна

Цель работы логопункта - оказание помощи воспитанникам, имеющим нарушение произносительной стороны речи и нарушения в развитии устной речи.

Основные задачи - коррекция звукопроизношения воспитанников ДОУ; развитие устной речи дошкольников; пропаганда специальных знаний по логопедии среди педагогов, и родителей (законных представителей) воспитанников детского сада.

Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи на логопункте являются индивидуальные и подгрупповые занятия (в соответствии с сеткой занятий специалиста). Занятия с детьми на логопункте проводятся как в часы свободные от занятий в режиме дня, так и вов время их проведения. Индивидуальные и подгрупповые занятия для детей по коррекции звукопроизношения проводятся не реже 2-х раз в неделю. Комплектование подгрупп производиться с учетом характера, степени выраженности у детей речевых нарушений. Срок логопедической работы находятся в прямой зависимости от степени выраженности у детей нарушений, их индивидуальных личностных особенностей, условий воспитания в ДОУ и в семье. Решение о прекращении систематических занятий с ребенком логопед принимает, руководствуясь степенью приближения уровня его речевого развития к возрастной норме.

Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса. В условиях логопункта проводятся занятия по коррекции звукопроизношения, наблюдается вариативность коррекционно- развивающей деятельности - проведение артикуляционной, дыхательных гимнастик, постановка звуков, массаж, обогащение словарного запаса, работа над грамматическим строем речи, развитие связной речи, развитие психических процессов, фонематического восприятия, мелкой и общей моторик.

Консультативно – просветительская работа с родителями

Рекомендации логопеда родителям:

  1. Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребенка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может быть причиной его неуспеваемости в школе.
  2. Речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих его людей. В связи с этим ребенок должен слышать только грамматически правильную речь в своем окружении.
  3. Первый образец речи для ребенка – это речь его близких. Родители являются первыми учителями родного языка для своего ребенка. Семья первая школа.
  4. Без помощи родителей ребенку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с ребенком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте, говорите и отвечайте на все его вопросы неторопливо, четко, выразительно, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова – это поможет ребенку скорее овладеть правильной речью.
  5. Не подражайте неправильной речи ребенка, сами не называйте детям неправильных выдуманных слов.  Не разговаривайте с  ребенком, используя слова – заменители, такие как ням (кушать), мяу (кошка) и т.п., говорите сразу общепринятыми словами. Иначе вы будете задерживать правильное речевое развитие ребенка.
  6. При появлении речи у ребенка старайтесь говорить с ним простыми словами, короткими фразами, с соблюдением пауз межу словами и предложениями, тогда ребенок, подражая вашей речи, научится говорить правильно.
  7. Следите за появлением и развитием речи вашего ребенка, начиная с лепета и появления первых слов. При задержке речевого развития у ребенка обращайтесь к специалисту.
  8. Прививайте детям правильные речевые навыки, не допускайте быстрой речи у ребенка. Неторопливая, четкая, правильная, выразительная речь способствует правильному речевому развитию ребенка.
  9. Не перегружайте ребенка речевым материалом. При чтении объясняйте ребенку значения слов и выражений. При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребенка и его особенности восприятия и эмоциональное состояние.

Рекомендации учителя – логопеда родителям детей с речевыми нарушениями

Общие рекомендации:

Покажите ребенка детскому психиатру, невропатологу, учителю – логопеду.

Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.

Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.

Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.

Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.

Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.

Учите наблюдать, рассуждать, слушать, четко и ясно выражать свои мысли.

Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.

Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависит от  степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.

Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.

Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца. Знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и родителей.

Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.