В ДОУ созданы условия для оказания помощи детям с нарушениями речи.   Учителем-логопедом Федотовой Татьяной Николаевной разработана система планирования коррекционной работы с детьми,    имеющими нарушения в речевом развитии.

                В начале учебного года  логопедический пункт  были зачислены 21 человек.

Диагностика речевых нарушений, целью которой являлось -  выяснить характер нарушения речевой деятельности и потенциальные возможности детей – логопатов,  показала, что у детей наблюдается следующее: у 6 детей - ОНР, III уровень, у 9 детей  - ОНР, III –II уровень, у 6 детей – ОНР, II, уровень.

                Кроме нарушения речи, у детей были выявлены вторичные недостатки развития ВПФ (неустойчивость внимания, трудности запоминания и воспроизведения пройденного материала, сниженная мыслительная деятельность, трудности при решении задач разной направленности). У большинства детей наблюдались недостаточная сформированность просодических компонентов речи: громкость, темп, четкость, логическое ударение.

Данные логопедического обследования были зафиксированы в речевых картах, заполняемых на каждого ребёнка. Результаты наблюдений за динамикой речевого развития отмечались в «Дневнике логопеда».

После того, как определилась степень нарушений речевых компонентов, были  разработаны планы коррекционно – педагогической работы (перспективный, тематический, индивидуальный, план по подготовке к овладению грамотой).

2. Коррекционно – педагогическая работа.

Целью работы являлось воспитание  у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту звукопроизношением, словарным запасом и уровнем развития связной речи, что обеспечивалось в результате разнопланового систематического воздействия, направленного на развитие  речевых и неречевых процессов.

Вся коррекционно – педагогическая деятельность строилась на основе программы «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»/ Под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

В начале года были определены основные направления логопедической работы по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста.

Широко использовались  упражнения по преодолению неловкости общей и мелкой моторики в виде логоритмики (совместно с музыкальным руководителем), пальчиковой гимнастики на всех занятиях.

В течение учебного года на занятиях широко использовался наглядный материал, а также мультимедийное оборудование. Была пополнена методическая копилка - приобретены дидактические игры.

Закреплению приобретаемых речевых навыков в процессе логопедических занятий способствовала преемственность в работе с воспитателями логопедической группы (через беседы, тетради взаимосвязи, консультации), а также с родителями путём личного контакта, участия в родительских собраниях, вовлечения родителей в речевую работу с детьми (задания по индивидуальным тетрадям взаимосвязи).

В январе был проведен промежуточный логопедический мониторинг с целью выявления динамики развития речи у детей старшей логопедической группы. На основе итогов мониторинга был определен дальнейший образовательный маршрут коррекционно-педагогического воздействия.

Итоги диагностики показали о необходимости оказания практической и консультативной помощи по вопросам развития и коррекции речи. В связи с наличием в ДОУ детей, имеющих те или иные проблемы в развитии речевой системы.

С этой целью была разработана система консультативной поддержки  родителям и педагогам ДОУ. Консультативный пункт функционировал с ноября по май. За это время для родителей и педагогов ДОУ были подготовлены следующие консультации: «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста»,  «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков», «Виды работы педагога по развитию диалоговой речи детей дошкольного возраста». Также для педагогов было проведено занятие  для детей старшего возраста по направлению «Формирование звукового анализа и синтеза» и практикум «Методы и приемы автоматизации звуков в повседневной жизни».

Кроме этого, по необходимости оказывалась консультативная помощь по вопросам речевого развития и коррекции дефектов речи в индивидуальном порядке.

С февраля функционирует группа по подготовке к школе детей «Ступеньки к школе».

Участие  в мероприятиях :

1.  Выступление на педсовете «Речевые игры для всех возрастов».

В течение всего учебного года проводилась работа по повышению квалификации: изучались новинки методической литературы, знакомство с инновационными технологиями.

Совершенствовалась предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете дидактическим материалом и играми по всем разделам коррекционного плана.

Осуществлялся  подбор методической и коррекционной литературы и пособий, логопедических игр в помощь воспитателям и родителям.