НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К РОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство идет активный поиск путей воспитания личности, которые позволят сохранить духовно-нравственные и этнокультурные традиции отечественного образования. 

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения. Создание сферы этнокультурного общения в этой ситуации занимает особо важное место как обеспечение благоприятных условий духовно-нравственного воспитания детей. Уже в дошкольном возрасте этот процесс должен занимать одно из ведущих мест в воспитательно-образовательной работе детского сада, так как обеспечивает понимание ребенком роли социума, перестраивает мотивы и отношения к окружающим людям, к предметам и явлением родного социума.

Духовно-нравственное воспитание – понятие многогранное, имеющее в своем содержании иерархическую систему ценностных ориентиров личности. В дошкольном возрасте происходит активное накопление социального опыта ребенка, в котором происходит первичная ориентация всей будущей жизни. Повышенная эмоциональность детей, их доверчивость, открытость, отзывчивость позволяют считать этот период сензитивным и исключительно важным для духовно-нравственного воспитания.

В старшем дошкольном возрасте (период 5-7 лет) закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, взрослые дела, быть взрослым; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как надо (хочется поиграть, но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это надо делать и т. д.).

В старшем дошкольном возрасте происходит не только общее и характерное для этого периода накопление информации нравственно-ценностного содержания, но и ее дифференциация. Понятия «добро» и «зло» у ребенка в этот период абстрактны и требуется их конкретизация для того, чтобы руководствоваться ими в повседневной жизни. Расширяются представления детей о родной стране, о государственных и народных праздниках, воспитывается любовь к Родине и уважение к людям, населяющим ее. Постепенно расширяются представления детей о родной стране, государственных и народных праздниках, продолжает формироваться интерес к своей «малой Родине», к достопримечательностям родного города, культуре и традициям. Так старшему дошкольнику становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений.

Традиции, обычаи и обрядовые действия как средство народного воспитания способствуют становлению мировоззрения, прививают дошкольникам чувство уважения к старшим, сострадания и т.д. Приобщение детей к традиционному мировоззрению через духовно-практические действия на занятиях в ДОУ регулирует духовную жизнь растущего человека. Практическое освоение традиций ведет к обретению душевного равновесия, гармонии с природой, добротворчеству и духовному самосовершенствованию.

К основным аспектам содержания культуры народа можно отнести: мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественное творчество. Эти темы включены в план воспитательно-образовательной работы ДОУ.

В МБДОУ ЦРР-д/с "Чипичакан", как  эффективное средство по приобщению к этнической культуре народов, в учебный процесс включены занятия по национальному языку и культуре. Воспитатели используют в формирующей части учебной программы методическое пособие "Оонньуу - о5ону иитии эйгэигэр" программу "Тосхол" авторов Ефимовой Д.Г., Андросовой Ю.В. Полную версию научной работы Егоровой Н.И. можете скачать по адресу http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/16083.pdf

Категория: Мои статьи | Добавил: Chipichakan (06.12.2016)
Просмотров: 193 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: